Контрольная деятельность
Мирный

Город Мирный

Республика Саха (Якутия)

Отчет

ОТЧЕТ Контрольно – счетной палатой МО «Город Мирный» согласно плану работы на 2022 год п.2.5 проведена плановая проверка организации деятельности пункта инструментального контроля МУП «МПАТП» за период 2020-2021 гг.

Контрольно – счетной палатой МО «Город Мирный» согласно плану работы на 2022 год п.2.5 проведена плановая проверка организации деятельности пункта инструментального контроля МУП «МПАТП» за период 2020-2021 гг.

 

Основание для проведения проверки: на основании статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о Контрольно-счетной палате МО «Город Мирный», плана работы Контрольно-счетной палаты МО «Город Мирный» на 2022 год, распоряжения Контрольно-счетной палаты МО «Город Мирный» от 10.11.22 г. № 08/22.

 

Предмет проверки: Средства, направленные на организацию деятельности пункта инструментального контроля; средства, полученные от приносящей доход деятельности в части предмета контрольного мероприятия; внутренние нормативные акты по организации деятельности пункта инструментального контроля; регистры бухгалтерского учета, иные документы, необходимые для достижения цели проверки.

 

Цель контрольного мероприятия: проверка законности и эффективности использования средств на организацию пункта инструментального контроля, проверка правомерности получения и использования средств, полученных от приносящей доход деятельности в части предмета контрольного мероприятия, проверка правильности совершения фактов хозяйственной жизни.

 

Объекты проверки: Муниципальное унитарное предприятие «Мирнинское пассажирское автотранспортное предприятие».

 

Срок проведения контрольного мероприятия: с 15.11. по 30.11.2022 г.

 

Проверяемый период: 2020-2021 гг.

 

Метод проверки: сплошной.

 

По результатам контрольного мероприятия установлено:

 

I.              Краткая информация об объекте контрольного мероприятия.

 

Муниципальное унитарное предприятие «Мирнинское пассажирское автотранспортное предприятие», далее МУП «МПАТП».

Юридический и фактический адрес: 678170, Республика Саха (Якутия), город Мирный, ш. 50 лет Октября, дом 36.

ИНН 1433009460

КПП 143301001

ОГРН 1021400967631

МУП «МПАТП» создано Администрацией Мирнинского района Республики Саха (Якутия) 17.12.1993 года рег. № 264 серия МП-Ю-13, решением 23 сессии районного совета № 23-12-2 от 26.01.2006 г. передано в муниципальную собственность МО «Город Мирный» РС (Я).

Согласно Уставу МУП «МПАТП» имеет статус юридического лица, зарегистрировано в Межрайонной ИФНС РФ №1 по Республике Саха (Якутия).

Учредителем МУП «МПАТП» является Администрация МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия).

МУП «МПАТП» является правопреемником МУП «Мирнинское пассажирское автотранспортное предприятие МО «Мирнинский район».

МУП «МПАТП» создано без ограничения срока, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием.

Руководитель предприятия в проверяемом периоде и по настоящее время является Петров Денис Игоревич (распоряжение Администрации МО «Город Мирный» № 40-ст от 17.06.2019 года).

Главный бухгалтер - Челпанова Оксана Александровна (приказ о переводе на другую работу № 1 от 20.05.2020 г., работает по настоящее время.

 

II.           Анализ внутренних локальных нормативных актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность МУП «МПАТП» в части пункта инструментального контроля. Проверка законности организации пункта инструментального контроля.

 

Федеральным законом 170-ФЗ «О Техническом осмотре транспортных средств» с 01 июля 2011 года было отменено обязательное требование наличия талона техосмотра, вместе с тем талон стал обязателен для получения полиса Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), без которого нельзя эксплуатировать автомобиль.

В 2013 году было принято решение для получения прибыли на базе МУП «МПАТП» организовать пункт инструментального контроля. Вместе с тем на Предприятии отсутствует внутренний нормативный документ, регулирующий работу пункта инструментального контроля (Положение, Регламент, либо другой внутренний документ). Наличие данного нормативного документа не является обязательным, но для организации порядка работы, определения стратегии по направлениям на Предприятии данный ЛНА необходим.

В конце 2021 года в России был принят закон, в рамках которого с 30 декабря 2021 года прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, стало добровольным (п. 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Деятельность пункта инструментального контроля была прекращена. Организационно-распорядительный документ, подтверждающий факт прекращения деятельности пункта на Предприятии отсутствует.

В Уставе МУП «МПАТП» закреплены следующие виды деятельности, которые Предприятие может осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

-деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющемуся расписанию;

-деятельность терминалов (автобусных станций);

- прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта;

-медицинское освидетельствование по факту употребления алкоголя и наркотических веществ водителей, осуществляющих пассажирские перевозки на регулярных маршрутах;

- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

-обучение водителей для осуществления регулярных пассажирских перевозок;

- деятельность автомобильного грузового транспорта;

-предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств;

- технический контроль автомобилей;

- торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;

- эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов;

- розничная торговля моторным топливом;

- сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества;

- посредническая деятельность;

- виды деятельности, не запрещенные законодательством.

У Предприятия в проверяемом периоде имелся аттестат аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств № 02679, № в реестре операторов – 07093 (Российский союз автостраховщиков ИНН 7705469845, Приказ № 1554-ТО от 03.12.2013г.). Аккредитация была аннулирована 01 марта 2022 года, что подтверждает информация с официального сайта Российского союза автостраховщиков (https://oto-register.autoins.ru)/ Аккредитация в сфере технического осмотра являлась обязательной на основании Федерального закона 170-ФЗ «О Техническом осмотре транспортных средств».

 

III.       Организация бухгалтерского учета.

 

Бухгалтерский учет на Предприятии осуществляется главным бухгалтером.

На Предприятии применяется упрощенная система налогообложения.

Согласно положениям ст. ст. 14, 15, 20, 23 и 26 Федерального закона N 161-ФЗ муниципальное унитарное предприятие определяет чистую прибыль, рассчитывает стоимость чистых активов, ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке и представляет эту отчетность уполномоченным органам местного самоуправления.

Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель (ст.7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ от 06.12.2011г.

Бухгалтерский учет в МУП «МПАТП» ведется автоматизированным способом при помощи программы 1С Предприятие.

В МУП «МПАТП» утверждена учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2020 год (Приказ без № от 29.12.2019 года), учетная политика для целей налогового учета на 2020 год (Приказ без№ от 29.12.2019 года). Также утверждена учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на 2021 год (Приказ без № от 31.12.2020 года).

Согласно п. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика принимается при создании организации и применяется последовательно из года в год. Конкретный порядок ее формирования установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — ПБУ 1/2008). Утверждать новую учетную политику на каждый год или издавать приказ о ее продлении не надо (п. п. 8, 9 ПБУ 1/2008). Формировать каждый год новую учетную политику не нужно. По мнению Минфина можно внести изменения в учётную политику в течение налогового периода, если бизнес начал заниматься новым видом деятельности (письмо от 03.07.2018 № 03-03-06/1-45756).

Вносить изменения в учетную политику в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 12 Стандарта «Учетная политика»):

изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет;

разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Согласно ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В нарушение Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", учетная политика в МУП «МПАТП» утверждалась ежегодно, не утвержден рабочий план счетов, первичные учетные документы.

 

 

 

IV.        Учет имущества, приобретенного для организации пункта инструментального контроля.

 

Для организации пункта инструментального контроля Администрация МО «Город Мирный» приобрела в 2013 году универсальную диагностическую линию, инв. № 000000056, балансовая стоимость - 2 582 440 руб. Первичные документы, подтверждающие покупку по данным Администрации МО «Город Мирный» были уничтожены согласно актам от 26.12.2019 года и № 2 от 02.08.2021 года на основании Приказа Минкультуры РФ от 25.08.2010 года № 558 и номенклатуры дел Управления по бухгалтерскому учету на 2013 год.

Объект основного средства был передан МУП «МПАТП» на праве хозяйственного ведения на основании Постановления Администрации МО «Город Мирный» № 1113 от 19.12.2013 года и акта приема-передачи № А0000026 от 19.12.2013 года.

Результаты инвентаризации основных средств, переданных в хозяйственное ведение и на ответственное хранение совместно с учредителем - Администрацией МО «Город Мирный» на проверку представлены не были.

Также МУП «МПАТП» было приобретено у ООО «Эликом» (ИНН 1433024388) дополнительное оборудование к универсальной диагностической линии (товарная накладная          № УТ-49 от 14.12.2018 года), инв. № 000000050, балансовая стоимость – 50 000 руб. и оприходовано на баланс Предприятия.

На балансе МУП «МПАТП» также имеется объект основного средства - вагон, инв.№ 000000062, балансовая стоимость - 350 000 руб. Документы, подтверждающие приобретение на проверку представлены не были.

Аналитический учет основных средств в организации должен вестись по отдельным инвентарным объектам (п. 6 ПБУ 6/01, Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Для этого используется инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме ОС-6б ( утверждена постановлением Госкомстата России от 20.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»), либо самостоятельно разработанной форме, утвержденной в учетной политике, содержащей обязательные реквизиты. По общему правилу формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Первоначально инвентарные карточки учета основных средств (бланки) открываются на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). В дальнейшем на основании соответствующих документов в карточке отражается информация о приеме, перемещении объектов основных средств внутри организации и их выбытии или списании, а также о проведенных реконструкции, модернизации, капитальном ремонте и переоценке. В инвентарной карточке отражается информация об изменении стоимости объекта, а также об основных изменениях его характеристик, ограничениях по владению, пользованию, распоряжению данным имуществом.

В частности, на ее оборотной стороне должны быть указаны:

-сведения о поступлении, перемещении, выбытии объектов учета, проведении ремонтов (в том числе гарантийных);

-краткая индивидуальная характеристика объекта, перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные показатели, а также информация о важнейших пристройках, приспособлениях и принадлежностях на основании данных актов и прилагаемой технической документации.

На проверку были представлены инвентарные карточки следующих объектов основных средств: универсальная диагностическая линия, инв. № 000000056; вагон, инв.№ 000000062; дополнительное оборудование к универсальной диагностической линии, инв. № 000000050.

В нарушение части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, ПБУ 6/01, в инвентарных карточках отсутствуют обязательная информация и реквизиты, подпись лица, ответственного за составление документа, также документ оформлен ни в момент приобретения объекта основного средства, а во время настоящей проверки.

На проверку были представлены результаты инвентаризации основных средств по состоянию на 31.12.2021 года. Инвентаризация на предприятии проводилась на основании приказа без№ от 01.12.2021 года, в котором была назначена инвентаризационная комиссия. Лицом, ответственным за сохранность основных средств является директор- Петров Д.И.

В нарушение порядка проведения инвентаризации основных средств, а именно методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49); положения по ведению бухучета и бухотчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н); закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, председателем инвентаризационной комиссии является директор (Петров Д.И.), который в свою очередь является и материально-ответственным лицом, в инвентаризационной описи отсутствуют записи о наличии и стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета, а данные о фактическом наличии заполнены автоматически из программы 1С. Инвентаризация проведена с грубыми нарушениями. Отступление от установленных правил проведения и оформления инвентаризации является основанием для признания ее результатов недействительными и делает невозможным с достоверностью установить соответствие фактического наличия основных средств с данными бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.10.2021 года. Результаты инвентаризации не подтверждают данные годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.10.2022 года.

Порядок проведения инвентаризации не закреплен в учетной политике предприятия.

По данным объектам основных средств ежемесячно начислялась амортизация линейным способом и относилась на расходы предприятия по аналитике «Инструментальный контроль». Остаточная стоимость по основным средствам по состоянию на 31.12.2021 года составила:

- универсальная диагностическая линия – 1 657 065,39 руб.

- вагон – 104 999,72 руб.

- дополнительное оборудование к универсальной диагностической линии – 34 999,88 руб.

 

V.           Наличие первичных документов, подтверждающих расходы. Анализ обоснованности, понесенных расходов.

 

Расходы, отнесенные по аналитике на «Инструментальный контроль»

- за 2020 год составили 398 461,27 руб., в том числе по статьям затрат:

 

Амортизация

 

169 122,12

Материалы

 

34 100,83

Оплата труда

 

113 263,95

Плата за ежегодное        подтверждение РСА

 

25 000,00

Страховые взносы

 

34 367,54

Установка ПО

 

21 800,00

Электроэнергия

 

806,83

 

Переменные расходы – 350 854,44 руб.

Постоянные расходы – 47 606,83 руб.

 

- за 2021 год – 761 741,88 руб., в том числе по статьям затрат:

 

Амортизация

 

169 122,12

ГАЗ

 

6 894,50

Обслуживание газопровода

 

926,38

Оплата труда

 

309 080,85

Плата за ежегодное подтверждение РСА

 

25 000,00

Расходы на рекламу (нормируемые)

 

85 361,00

Создание сайта

 

13 800,00

Страховые взносы

 

95 196,87

Электроэнергия

 

43 360,16

ЭЦП

 

13 000,00

 

Переменные расходы – 595 020,72 руб.

Постоянные расходы – 81 360,16 руб.

Коммерческие расходы – 85 361 руб.

 

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

На основании Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 912 "О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра" вносилась ежегодно плата за аккредитацию оператора технического осмотра транспортных средств в сумме 25 000 руб. за 2020 и 2021 гг. соответственно.

Проверкой установлено, что все расходы, подтверждены первичными документами и приняты к учету обоснованно.

 

VI.        Учет, полученных доходов.

 

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12.03.2018 г. № 2426 (в ред. от 28.12.2019 № 956) установлен предел размера платы за проведение технического осмотра. На основании этого в МУП «МПАТП» были утверждены прейскуранты цен на проведение технического осмотра на 2020 год от 31.01.2020 году и на 2021 год от 28.12.2020 года. В расчетах использовались расценки согласно данных прейскурантов в зависимости от категории транспортного средства, подлежащего техническому осмотру.

По данным бухгалтерского учета выручка за услуги инструментального контроля составила:

·   2020 год - 39 824 руб., в том числе за наличный расчет – 16 316 руб., за безналичный расчет – 23 508 руб. (Администрация МО «Город Удачный» - 1 806 руб., ООО «ПТВС» -                   21 702 руб.)

·   2021 год – 226 161,50 руб., в том числе за наличный расчет – 18 063 руб., за безналичный расчет – 208 098,50 руб. (ООО "ТНГ-ИГС" – 12 285 руб., ИП Неделя Э.Г. – 194 609,50 руб., Администрация МО «Город Удачный» - 1 204 руб.

В соответствии с федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" от 22.05.2003 N 54-ФЗ, у МУП «МПАТП» не установлена обязанность применения контрольно-кассовой техники. Наличные расчеты производились с использованием приходно-ордерной формы, путем сдачи наличных денежных средств в кассу предприятия. На основании указания Банка России № 3210-У от 11.03.2014 на предприятии ведется кассовая книга по форме КО-4, утвержденная постановлением Госкомстата         № 88 от 18.08.1998. Нарушений по ведению кассовой книги не выявлено.

Дебиторская задолженность в сумме 27 285 руб. ООО "ТНГ-ИГС" не подтверждена актом сверок взаиморасчетов по состоянию на 31.12.2021 года.

 

VII.     Оценка эффективности использования средств, направленных на организацию пункта инструментального контроля.

 

Пункт инструментального контроля в МУП «МПАТП» был создан с одной целью – получение прибыли от этого вида деятельности.

Эффективность хозяйственной деятельности можно проследить по показателям рентабельности продаж и затрат, а также удельного веса затрат в выручке.

Маржинальная прибыль П мар = ВР-З пер, где З пер- переменные затраты

Операционная прибыль П опер= ВР- З пер-З пост, где З пост – постоянные затраты

Рентабельность продаж по операционной прибыли Ропер= П опер/ВР*100%

Рентабельность затрат по основной деятельности Росн=Попер/(Зпер +З пост)*100%

Коэффициент, показывающий удельный вес затрат в выручке                                        Кз=З пер+З пост/ВР *100

 

 

 

 

 

 

 

Показатели эффективности МУП «МПАТП» по виду деятельности                  «Инструментальный контроль».

 

2020 год

2021 год

ВР

39824

226161,5

З пер

350844,4

595020,7

З пост

47606,83

81360,16

П мар

-311020

-368859

П опер

-358627

-450219

Р опер

-9,00531

-1,9907

Р осн

-0,90005

-0,66563

К з

1000,531

299,0699

 

Из представленного расчета видно, что по виду деятельности «Инструментальный контроль» получено отрицательное значение операционной прибыли, то есть убыток. Также все коэффициенты эффективности имеют отрицательное значение и полученный коэффициент затрат в выручке показывает, что при большом объеме расходов получена минимальная выручка.

Значит, можно сделать вывод, что финансовые средства, направленные на организацию деятельности пункта инструментального контроля, были не оправданны, а приобретение основных средств для организации пункта инструментального контроля было неэффективным.

По скольку Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12.03.2018 г. № 2426 (в ред. от 28.12.2019 № 956) установлен предел размера платы за проведение технического осмотра, то большую цену, включив в нее рентабельность для получения прибыли, предприятие установить не могло. Для организации эффективного бизнес-процесса в этом направлении, возможно было только при наращивании объема продаж. На этапе планирования, необходимо было составить бизнес-план. Бизнес-план дает возможность избежать вероятных рисков и показывает будет ли эффективной деятельность в этом направлении, описывает конкурентные преимущества, рекламную стратегию продвижения, анализ целевой аудитории и каналы ее привлечения.

На данный момент деятельность пункта инструментального контроля прекращена, а основные средства не используются.

 

VIII. Заключительные положения.

 

В ходе проверки организации пункта инструментального контроля выявлено:

1.             На Предприятии отсутствует внутренний нормативный документ, регулирующий работу пункта инструментального контроля (Положение, Регламент, либо другой внутренний документ). Также отсутствует организационно-распорядительный документ, подтверждающий факт прекращения деятельности пункта.

2.             В нарушение Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", учетная политика в МУП «МПАТП» утверждалась ежегодно, не утвержден рабочий план счетов, первичные учетные документы.

3.             В нарушение части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ,         ПБУ 6/01, в инвентарных карточках отсутствуют обязательная информация и реквизиты, подпись лица, ответственного за составление документа, также документ оформлен ни в момент приобретения объекта основного средства, а во время настоящей проверки.

4.             В нарушение порядка проведения инвентаризации основных средств, а именно методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49); положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н); закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, инвентаризация проведена с грубыми нарушениями. Результаты инвентаризации не подтверждают данные годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.10.2022 года.

5.             По данному направлению работы на предприятии отсутствовала система планирования, а именно:

·         стратегическое (определение дальних целей и ресурсов для их достижения);

·         оперативное (предполагает анализ текущей деятельности и установление тактических целей);

·         текущее (заключается в постановке задач на текущий год).

6.             Финансовые средства, направленные на организацию деятельности пункта инструментального контроля, были не оправданны, а приобретение основных средств для организации пункта инструментального контроля было неэффективным.

7.             Для предотвращения нарушений в последующей деятельности предприятия, по итогам проведенной проверки выдано соответствующее представление.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                                                            В.В.Гавришева

 

 

 

 

 

скачать

[102.9 Kb]

Возврат к списку