Заключения
Мирный

Город Мирный

Республика Саха (Якутия)

Заключение

Заключение Контрольно – счетной палаты г. Мирного на проект бюджета муниципального образования «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Заключение

Контрольно-счетной палаты

МО «Город Мирный» Мирнинского района РС (Я)

на проект решения городского Совета МО «Город Мирный» «О бюджете МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»

 22.12.2021

Заключение Контрольно-счетной палаты города Мирного (далее – КСП) на проект решения городского Совета МО «Город Мирный» «О бюджете муниципального образования «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – проект Решения о бюджете), подготовлено на основании:

Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ),

Решений городского Совета МО «Город Мирный»:

от 27.03.2008 № 6-4 «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Мирный» (далее – Положение о бюджетном процессе) в ред. решения городского Совета от 27.10.2011 №37-3, от 29.12.2016 №III-43-1.

от 24.11.2014 г. № III-21-2 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории МО «Город Мирный» с изменениями и дополнениями внесенными Решением городского Совета от 27.11.2015 г. № III-32-6, от 29.11.2016 г.№ III-41-5, от 28.11.2017 г. № IV-3-3, от 13.11.2019 г. № IV-25-2, от 23.04.2020 № IV-30-1);

от 29.11.2016 г. № III -41-6 «О налоге на имущество физических лиц на территории МО «Город Мирный»;

от 18.11.2013 г. №III-3 «Об утверждении порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда муниципального образования «Город Мирный»

Проекта решения городского Совета МО «Город Мирный» «О бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы МО «Город Мирный» Мирнинского района РС (Я).

Постановления городской Администрации №1101 от 28.09.2021 г. «Об основных параметрах социально-экономического развития МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов».

Постановления городской Администрации № 1155 от 12.10.2021 г. «Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики МО «Город Мирный» Мирнинского района РС (Я) на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов».

Пояснительной записки к проекту бюджета МО «Город Мирный» Мирнинского района РС (Я) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы.

Цель проведения экспертизы - проверка проекта бюджета МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов с точки зрения соответствия федеральному, республиканскому законодательству и муниципальным правовым актам в области бюджетной и налоговой политики. Определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте бюджета, документах и материалах, представляемых одновременно с ним.

1.      Оценка соответствия комплектности материалов и документов, представленных в составе проекта Решения о бюджете муниципального образования «Город Мирный», соблюдение сроков представления требованиям законодательства и правовых актов.

      

Представленный проект бюджета составлен сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период), что соответствует части 4 статьи 169 БК РФ, п.2.3 Положения о бюджетном процессе муниципального образования «Город Мирный».

Состав показателей, представляемых для утверждения в проекте бюджета, соответствует требованиям статьи 184.1 БК РФ и содержит основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит бюджета.

Согласно статьи 33 БК РФ при составлении проекта бюджета соблюден принцип сбалансированности бюджета, т.е. объем предусмотренных проектом бюджета расходов соответствует суммарному объему доходов и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.

Проект Решения о бюджете с приложением документов в соответствии с п.3.2 Положения о бюджетном процессе,  представлен в городской Совет МО «Город Мирный» 15.11.2021 г. в установленные сроки с соблюдением требований, установленных БК РФ.

В проекте бюджета коды бюджетной классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета сгруппированы в соответствии с Приказом Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», который определяет правила формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также их структуру, принципы назначения, коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии со статьей 29 БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В проекте бюджета в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств МО «Город Мирный», возникших в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходные обязательства, исполняемые за счет средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

 

1.1.            Анализ текстовых статей проекта бюджета на соответствие федеральному, региональному законодательству.

        Проект Решения о бюджете содержит показатели, установленные п.2.5 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Мирный». Проект бюджета соответствует законодательству.

            Как указано в представленной информации основные направления налоговой политики МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов базируются на Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов РС (Я).

Местными налогами, формирующими доходы бюджета г. Мирного, являются земельный налог и налог на имущество физических лиц. Положения утверждены Мирнинским городским Советом депутатов: о земельном налоге - от 24.11.2014 г. № III -21-2 с учетом изменений и дополнений (от 27.11.2015 г. № III-32-6, от 29.11.2016 г.№ III-41-5, от 28.11.2017 г. № IV-3-3, от 13.11.2019 г. № IV-25-2, от 23.04.2020 № IV-30-1), о налоге на имущество физических лиц – от 29.11.2016 г. № III- 41-6. Налог на имущество физических лиц взимается с кадастровой стоимости объектов имущества с учетом норм главы 32 Налогового кодекса РФ по ставкам, установленным решением городского Совета от 29.11.2016 г. № III- 41-6.

Льготы по местным налогам установлены в Налоговом кодексе. Внесение изменений и дополнений на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов не предусмотрено.

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) разработаны с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики муниципального образования за предшествующий период.

Основные направления бюджетной и налоговой политики базируются на Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов Республики Саха (Якутия).

Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета МО «Город Мирный» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров.

Приоритеты в области бюджетной политики остаются такими же, как и ранее –обеспечение бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ожидается снижение доходной базы бюджета 2022 года, по отношению к 2021 году по налоговым доходам и безвозмездным поступлениям. Основные направления бюджетной политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач, направлены на решение вопросов местного значения.

Бюджет 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован на основе программно-целевого метода с применением бюджетной классификации целевых статей расходов, утвержденных Приказом МФ РС (Я) от 14.10.2021 №01-04/1561 «О порядке применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся кгосударственному бюджету РС (Я) и бюджету Территориального фонда медицинского страхования РС (Я). Согласно перечню муниципальных программ будет действовать 20 программ.

2.      Основные характеристики проекта бюджета муниципального образования

«Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

 

Анализ доходов и расходов проекта Решения о бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов проведен на основании оценки ожидаемого исполнения доходной и расходной частей бюджета МО «Город Мирный» за 2021 год.

Основные показатели проекта Решения о бюджете г. Мирного на 2022 год, представленные для экспертизы в Контрольно-счетную палату, приведены в следующей таблице:

Показатели

2021 г. (ожидаемое)

2022 год (проект)

Отклонения

тыс.руб.

удельный вес (%)

тыс.руб.

удельный вес (%)

тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

Доходы, в том числе:

   1 064 389,77

100

    568 967,18

100

- 495 422,58

собственные доходы

      536 468,70

50,40

    526 805,27

95,42

-      9 663,43

безвозмездные поступления

      527 921,07

49,60

      42 161,91

4,58

- 485 759,16

Расходы

   1 154 312, 59  

100

    593 967,18

100

- 560 345,40

(Дефицит/ Профицит)

-     89 922,82

 

-    25 000,00  

 

     64 922,82

 

Представленным проектом бюджета в 2022 году планируется снижение доходов бюджета МО «Город Мирный» относительно ожидаемого исполнения в 2021 году на 46,55%.

В соответствии с представленным проектом бюджета МО «Город Мирный» в 2022 году общий объем расходов бюджета по отношению к ожидаемому исполнению бюджета 2021 года снижается на 48,50 %.

Доходная часть бюджета города на 2022 год, формируемая за счет безвозмездных поступлений будет снижена на 92,01 %.

Согласно статье 47 Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Анализ ожидаемого исполнения доходной части бюджета за 2021 год показал, что безвозмездные поступления составят 49,6 % от общей суммы доходов. В бюджете города на 2022 год доля безвозмездных поступлений составит 4,58

В 2021 году по прежнему будет сохраняться зависимость доходной части бюджета города Мирного от уплаты ряда налогов, в том числе: налога на доходы физических лиц. Учитывая, что отчисления по налоговым доходам в местный бюджет регулируются нормативными актами субъектов Российской Федерации и администрируются федеральными структурами, то органы местного самоуправления не могут влиять на увеличение налоговых отчислений в бюджет. В связи с этим возрастает роль неналоговых источников доходов местного бюджета.

Уровень поступления неналоговых доходов зависит от эффективности деятельности администраторов неналоговых доходов.

Общий объем собственных доходов в 2022 году планируется ниже уровня ожидаемого исполнения собственных доходов за 2021 год на 9 663,43 тыс. руб.

Дефицит бюджета МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов планируется в сумме 25 000,00 тыс. руб. (5,05%).

При формировании бюджета МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годы займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг, договора и соглашения о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, муниципальные гарантии не предусмотрены.

В проекте бюджета предусматривается установить:

- верхний предел муниципального внутреннего долга МО «Город Мирный»:

- на 01.01.2023 г. в сумме 0,00 руб., в т.ч. верхний предел муниципального внутреннего долга по муниципальным гарантиям 0,00 руб.;

- на 01.01.2024 г. в сумме 0,00 руб., в т.ч. верхний предел муниципального внутреннего долга по муниципальным гарантиям 0,00 руб.;

- на 01.01.2024 г. в сумме 0,00 руб., в т.ч. верхний предел муниципального внутреннего долга по муниципальным гарантиям 0,00 руб.;

- на 01.01.2025 г. в сумме 0,00 руб., в т.ч. верхний предел муниципального внутреннего долга по муниципальным гарантиям на 01.01.2025 в сумме 0,00 руб.;

Проект бюджета составлен с учетом согласованных безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ, без учета прочих безвозмездных поступлений по Соглашению о передаче в собственность муниципальным образованиям Мирнинского района объектов жилищного фонда АК «АЛРОСА» (ОАО) и о финансировании расходов по их содержанию по программе сноса ветхого и аварийного жилья г. Мирного.

3.      Оценка достоверности и полноты отражения доходов в доходной части бюджета

 

Прогнозирование доходов бюджета г. Мирного осуществлено в соответствии с нормами, утвержденными статьей 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В расчетах учтены нормы действующего законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики, утвержденных постановлением Администрации МО «Город Мирный» от 12.10.2021 № 1155 «Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района РС (Я) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Проектом бюджета утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета МО «Город Мирный», что соответствует требованиям статьи 184.1 БК РФ.

Общий объем доходов бюджета на 2022 год прогнозируется в объеме 568 967,18 тыс. руб., в том числе собственных доходов 526 805,27 тыс. руб., из них: налоговых доходов 440 955,60 тыс. руб., неналоговых доходов 85 849,67 тыс. руб. и безвозмездных поступлений 42 161,91 тыс. руб. Данные в разрезе видов доходов приведены в таблице:

                                                                                                                         тыс. руб.

 

Наименование доходов

Бюджет 2021

Бюджет 2022

Отклонение     (гр.4- гр.3)

Утвержденный

Ожидаемое исполнение

Проект

1

2

3

4

5

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

544 141,70

536 468,70

526 805,27

-9 663,43

Налоговые

458,508,16

450 835,16

440 955,60

-9 879,56

Налог на доходы физических лиц

333 747,00

333 747,00

334 448,30

701,30

Акцизы по подакцизным товарам

699,34

699,34

708,23

8,89

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

123 861,82

116 188,82

105 599,07

-10 589,75

Налог на имущество физических лиц

10 252,00

10 252,00

9 600,00

-652,00

Земельный налог

113 609,82

105 936,82

95 999,07

-9 937,75

Неналоговые

85 633,54

85 633,54

85 849,67

216,13

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

72 450,14

72 450,14

72 450,14

0,0

Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских поселений (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений)

1 457,26

1 457,26

1 530,23

72,97

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских поселений (за исключением земельных участков)

7 525,30

7 525,30

5 479,83

- 2 045,46

Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими поселениями

1 656,65

1656,65

0,0

-1656,65

Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных

1 700,00

1 700,00

1 405,99

-294,01

Доходы от оказания платных услуг (работ)

2 878,06

2 878,06

0

-2 878,06

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

500,00

500,00

4 672,48

4 172,48

Итого собственных доходов

544 141,70

536 468,70

526 805,27

-9 663,43

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

527 921,07

527 921,07

42 161,91

-485 759,16

Всего доходов

1 072 062,77

1 064 389,77

568 967,18

-495 422,58

 

Согласно статье 47 Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

При расчете прогноза налоговых и неналоговых доходов бюджета МО «Город Мирный» на 2022 год учитывались следующие показатели:

- прогноз основных показателей социально-экономического развития Мирнинского района, МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы, рассчитанный Управлением экономики и финансов Администрации г. Мирного и утвержденный Постановлением Администрации МО «Город Мирный»;

- отчеты налоговых органов и статистической отчетности;

- оценка поступления по доходам в бюджет МО «Город Мирный» в 2021                                                                                                                   году.

Общий объем доходов бюджета МО «Город Мирный» на 2022 год прогнозируется в объеме 568 967,18 тыс. руб., в том числе налоговых доходов 440 955,60 тыс. руб., неналоговых доходов 85 849,67 тыс. руб. и безвозмездных поступлений 42 161,91 тыс. руб. Общий объем доходов в 2023 году – 539 525,44 тыс. руб., в том числе налоговых доходов 455 683,45 тыс. руб., неналоговых доходов 83 181,99 тыс. руб. и безвозмездных поступлений 660,00 тыс. руб. Общий объем доходов в 2024 году – 558 384,91 тыс. руб., в том числе налоговых доходов 474 529,92 тыс. руб., неналоговых доходов 83 194,99 тыс. руб. и безвозмездных поступлений 660,00 тыс. руб.    

           Прогнозирование доходов бюджета муниципального образования «Город Мирный» (далее – доходы бюджета города) произведено в соответствии со статьей 174.1 Бюджетного кодекса РФ, на основе действующего законодательства о налогах и сборах.

Виды доходов и нормативы зачисления доходов в бюджет города Мирного соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2022 году снизятся абсолютные значения налоговых доходов по отношению к ожидаемому исполнению бюджета за 2021 г. на 9 879,56 тыс. руб. Неналоговые доходы увеличатся на 216,13 тыс. руб. Таким образом, собственные доходы снизятся на 9 663,43 тыс. руб. Удельный вес налоговых доходов в 2022 г. составит 79,87 % (2021 г. 42,36 %), доля неналоговых доходов увеличится с 8,05 % в 2021 г. до 15,55 % в 2022 г. Удельный вес безвозмездных поступлений прогнозируется со снижением с 49,6 % в 2021 г. до 7,41 % в 2022 г. Нормативы отчислений в 2022 году остались на уровне 2021 года.

3.1.       Налоговые доходы

Прогноз объема налоговых доходов на 2022 год составил 440 955,60 тыс. руб., ожидаемое исполнение за 2021 год составит 450 835,16 тыс. руб.

В доходной части бюджета на 2022 год по налогу на доходы физических лиц планируется снижение дохода на 701,30 тыс. руб. по отношению к 2021 году с последующим ростом в 2023 и 2024 годах. В 2022 году уменьшается поступление по земельному налогу, а также по налогу на имущество физических лиц. В соответствие исполнения решения ГС №III-21-2 от 24.11.2014 г. с учетом изменений и дополнений внесенных решениями городского Совета депутатов от 27.11.2015 №III-32-6, от 29.11.2016 №III1-5, от 28.11.2017 №IV-3-3, 13.11.2019 № IV-25-2, 23.04.2020 № IV-30-1 Положения о земельном налоге на территории г. Мирного применяются льготы, установленные ст. 395 НК, а также освобождены от уплаты земельного налога: муниципальные учреждения МУП учредителем которых является МО «Город Мирный»; учреждения, финансируемые из бюджета МО «Мирнинский район»; организации – в отношении земельных участков занятых объектами аэродромов, аэропортов, авиационных площадок, а также собственники жилых помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ТСЖ; семьи, имеющие трех и более детей, не достигших совершеннолетнего возраста, ветераны ВОВ, инвалиды I и II групп – в отношении земельных участков, используемых для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Данные о налоговых поступлениях в разрезе видов налогов приведены в таблице:

 

2021   ожидание

(тыс. руб.)

2022 проект

(тыс. руб.)

2023   проект

(тыс. руб.)

2024 проект

(тыс. руб.)

Налог на доходы физических лиц

333 747,00

334 448,30

349 146,92

367 982,95

Акцизы по подакцизным товарам

699,34

708,23

737,46

747,90

Земельный налог

105 936,82

95 999,07

95 999,07

95 999,07

Налог на имущество физических лиц

10 252,00

9 600,00

9 600,00

9 600,00

Итого:

450 835,16

440 955,60

455 683,45

474 529,92

 

В структуре налоговых поступлений в 2022 году наибольший удельный вес приходится на налог на доходы физических лиц – 75,85 %, земельный налог – 21,77 %. В совокупности доля указанных налогов составляет 97,62 % от общего объема налоговых доходов бюджета 2022 г.

Проект поступлений налоговых доходов в целом можно признать достоверным.

3.2.            Неналоговые доходы.

Объем неналоговых доходов на 2022 год планируется в сумме 85 849,67 тыс. руб. с увеличением к ожидаемой оценке текущего 2021 года на 216,13 тыс. руб. или 100,25 %. В 2023 и 2024 годах прогнозируется снижение неналоговых доходов 83 181,99 тыс. руб., 83 194,99 тыс. руб. соответственно.   

Планируемое поступление доходов в 2022 году получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, составляют основную долю в общей сумме неналоговых доходов (84,39 %) и снижается в плановом периоде 2023 и 2024 годы.

В структуре доходов Проекта бюджета города на 2022 год неналоговые доходы составляют 15,55 %.

Неналоговые доходы

2021 ожидание

(тыс. руб.)

2022   проект

(тыс. руб.)

2023 проект

(тыс. руб.)

2024 проект

(тыс. руб.)

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, гос. собственность на которые не разграничена

72 450,14

72 450,14

72 450,14

72 450,14

Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности поселений

1 457,26

1 530,23

1 361,95

1 361,95

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских поселений (за исключением земельных участков)

7 525,30

5 479,83

2 970,75

2 970,75

Доходы от перечисления части прибыли МУП

1 656,65

0,0

0,0

0,0

Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности

1 700,00

1 405,99

1 401,67

1 401,67

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

1 447,5

0,0

0,0

0,0

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

500,0

4 672,48

4 672,48

4 672,48

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0,0

311,00

325,00

338,00

Прочие неналоговые доходы

344,19

0,0

0,0

0,0

Итого:

85 633,54

85 849,67

83 181,99

83 194,99

4.   Оценка ассигнований в расходной части бюджета, запланированных на реализацию мероприятий муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности

 

Согласно положениям ст.65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

          В рассматриваемом проекте решения о бюджете объем расходов бюджета МО «Город Мирный» определен на основе прогноза поступления доходов в бюджет и составляет в 2022 г. – 593 967,18 тыс. руб., в 2023 г. – 539 525,44 тыс. руб., в 2024 г. – 558 384,91 тыс. руб.

Бюджетные ассигнования распределены по разделам, подразделам, целевым статьям, муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности, группам и подгруппам видов расходов, что соответствует требованиям статьи 184.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации

Расходы бюджета города на 2022 год запланированы в объеме 593 967,18 тыс. руб. со снижением к ожидаемому исполнению бюджета за 2021 год (48,54 %).

          При формировании расходов бюджета города на 2022 год были приняты следующие основные подходы:

-бюджет представлен в виде комплекта муниципальных программ и непрограммной части, к которой отнесены вопросы деятельности органов местного самоуправления, обеспечения деятельности казенных учреждений;

-бюджетные ассигнования на реализацию муниципальных программ распределены по целевым статьям в разрезе программ, подпрограмм, группе видов расходов.

Согласно представленной структуре расходов бюджета, в соответствии с приоритетами, определенными бюджетной политикой МО «Город Мирный», бюджетные расходы в 2022 году, будут направляться на «Общегосударственные расходы» - 33,95 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 31,76 % и «Национальная экономика» – 19,50 %.

Структура расходной части бюджета с разбивкой по разделам бюджетной классификации расходов приведена в таблице:

 

Наименование

Раздел

Ожидаемое исполнение за 2021 год

Прогноз

Отклонение

на 2022 год

тыс. руб.

Доля в общих расходах%

тыс. руб.

Доля в общих расходах %

тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

Общегосударственные вопросы

01

189 483,73

16,42

195 846,44

33,94

6 362,71

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

03

4258,24

0,37

         4 625,95

0,80

          367,71

Национальная экономика

04

174 082,78

15,08

      114 671,45

19,80

- 59 411,33

Жилищно-коммунальное хозяйство

05

697 428,36

60,42

194 359,14

32,93

- 503 069,22

Образование

07

4 528,60

0,39

3 042,39

0,53

     -1 486,21

Культура и кинематография

08

18 470,58

1,60

19000,83

3,29

530,25

Социальная политика

10

      22 234,11

1,93

12 167,21

2,11

-   10 066,90

Физическая культура и спорт

11

39 085,40

3,39

45 622,10

7,68

6 536,7

Средства массовой информации

12

3 753,36

0,33

          3 644,24

0,63

    - 109,12

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ

14

987,44

0,09

987,44

0,17

0,0

Итого расходов

        1 154 312,60

100,00

593 967,19

100,00 

- 560 345,41

 

Общий объем расходов в проекте бюджета на 2022 год предусмотрен в сумме 593 967,19 тыс. руб., в том числе объем программных расходов предусмотрен в сумме 389 540,59 тыс. руб., что составляет 65,58 % в расходах бюджета, в 2023 году – 322 043,77 тыс. руб. или 59,69 %, в 2024 году – 325 524,68 тыс. руб. или 58,30 %.

Общий объем непрограммных расходов на 2022 год составит 204 426,59 тыс. руб. или 34,42 % к общему объему расходов, в 2023 году – 217 481,66 тыс. руб. или 40,31 %, в 2024 году – 232 860,22 тыс. руб. или 41,70 %.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных обязательств осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.

Расходы городского бюджета на 2022 год осуществляет один главный распорядитель бюджетных средств.

Резервный фонд на 2022 год предусмотрен в размере 4 237,46 тыс. руб. (Резервный фонд местной администрации – 2 737,46 тыс. руб., Резервный фонд на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий-1 500,0 тыс. руб.) и не превышает размера, установленного Положением о резервном фонде и ст.81 БК РФ.

 

4.1.       Оценка ассигнований, запланированных на реализацию программных мероприятий. Муниципальные программы.

Основой формирования расходов бюджета муниципального образования «Город Мирный» на 2022 год в соответствии с основной задачей бюджетной политики, определенной основными направлениями бюджетной и налоговой политики является программно – целевой принцип планирования.

По программно – целевому методу на 2022 год запланировано 389 540,59 тыс. руб., что составляет 65,58 % от общего объема расходов бюджета. Объем программно – целевых расходов на 2022 год по отношению к объемам, предусмотренных первоначальным бюджетом на 2021 год, планируется со снижением на 389 578,2 тыс. руб.

Всего будет профинансировано 51,64 % от расходов, запланированных в паспортах муниципальных программ на 2022 г.  

В 2022 году будут действовать 20 муниципальных программ. Все муниципальные программы утверждены Администрацией МО «Город Мирный».

Согласно ст.179 БК РФ муниципальные программы разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления.

Наименование программы

Ожидаемое исполнение за 2021 год           (тыс. руб.)

Удельный вес,%

Проект на 2022 год (тыс. руб.)

Удельный вес,%

по паспорту программы на 2022 г.

Отклонение проекта бюджета от паспорта МЦП

тыс. руб.

%

1

3

4

5

6

8

9

10

Всего:

980 422,66

  

389 540,59

 

754 360,80

-364 820,21

51,64

МП МО «Город Мирный» «Подготовка кадров для муниципальной службы» на 2018-2023 годы

397,10

0,04

294,94

0,08

1 034,18

-      739,24

28,52

МП МО «Город Мирный» «Управление собственностью» на 2017-2022 гг.

9 369,65

0,96

8 538,45

2,29

7 022,50

1 515,95

121,59

МП МО «Город Мирный» «Обеспечение пожарной безопасности, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» на 2017-2022 гг.

2 171,67

0,22

2 647,77                

0,71

2 787,13

                     -   139,36

95,00

МП МО «Город Мирный» «Дорожное хозяйство» на 2017 - 2022 годы

114 810,90

11,7

62 858,31

16,87

58 728,88

4 129,43

107,03

МП МО «Город Мирный» «Развитие малого и среднего предпринимательства в МО "Город Мирный» на 2020-2024 годы»

700,00

0,07

                     700,00  

0,09

                700,00  

                     -    

100,0

МП МО «Город Мирный» «Реализация градостроительной политики, развитие и освоение территорий» на 2018-2022 годы

29312,42

2,99

28 677,21

7,70

15 520,96

13 156,25

184,76

МП МО «Город Мирный» «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» на 2018-2022 годы

375 198,08

38,3

35 591,04

9,55

29 959,44

5 631,60

118,80

МП МО «Город Мирный» «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов» на 2018-2022 годы

70 948,14

7,24

3 616,53

0,97

2 720,70

895,83

132,93

МП МО «Город Мирный» «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2018-2022 годы

17 862,25

1,82

4 810,52

1,29

6 594,36

-1 783,84

72,95

МП МО «Город Мирный» «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы

57988,53

5,91

5 625,00

1,51

1 439,40

4 185,60

390,79

МП МО «Город Мирный» «Благоустройство территорий города» на 2018-2022 годы

224 442,36

22,9

152 983,56

39,27

148 539,57

4 443,99

102,99

МП МО «Город Мирный» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры» на 2018-2022 годы

416,96

0,04

1 022,45

0,27

417,05

605,40

245,16

МП МО «Город Мирный» «Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан» на 2018-2023 годы

4 528,60

0,46

3 042,39

0,82

4 339,95

-1 297,56

70,10

МП МО «Город Мирный» «Развитие культуры» на 2018-2023 годы

18 470,58

1,88

19 000,83

5,10

24 262,06

-5 261,23

78,31

МП МО «Город Мирный» «Развитие физической культуры и спорта» на 2018-2023 годы

39 085,40

3,99

41 924,73

11,25

42 569,07

-644,34

98,49

МП МО «Город Мирный» «Социальная поддержка граждан» на 2018-2023 годы

9 666,60

0,99

8 986,53

2,41

8 986,53

0,0

100,0

МП МО «Город Мирный» «Информационный муниципалитет» г. Мирного Мирнинского района Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы

3753,36

0,38

3 644,24

0,98

   3 644,24

0,0

100

МП "Обеспечение деятельности добровольной народной дружины на территории г. Мирного на 2021-2025 годы"

 1 200,41

0,12

      809,19  

0,22

851,78

-42,59

95,00

МП "Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории МО "Город Мирный" Мирнинского района РС (Я) на 2021-2025 годы"

 99,65

0,01 

      374,53  

0,10

394, 24

- 19,71

95,0

МП "Участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах г. Мирного на 2021-2025 гшоды"

 0

     695,00  

0,19

                0    

       695,00  

 

Согласно представленному проекту бюджета МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы в 2022 году расходы на муниципальные программы снизятся на 607 763,36 тыс. руб. в сравнении с ожидаемым исполнением в 2021 г. Самые большие расходы запланированы по МП «Благоустройство территорий города» на 2018-2022 годы» (удельный вес 39,27 %), МП «Дорожное хозяйство» на 2017 - 2022 годы (удельный вес 16,87 %).

Главным инструментом эффективности бюджетных расходов остается программно-целевой метод их осуществления. Следует отметить, что при анализе муниципальных программ установлено отклонение предусмотренных паспортами программ объемов финансирования от объемов, предлагаемых к утверждению проекта бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы.

По некоторым программам происходит снижение, по другим значительное увеличение расходов.

Реализация программ осуществляется в условиях многочисленных изменений их параметров в течение года, что может привести к рискам не достижения запланированных результатов.

Изменения объемов финансирования муниципальных программ должны повлечь за собой корректировку их целевых индикаторов и ожидаемых результатов. В противном случае будет утрачена связь между стратегическим и бюджетным планированием, что не позволит в полной мере использовать преимущества программно-целевого метода формирования бюджета.

Низкое финансирование запланировано по МП «Подготовка кадров для муниципальной службы» на 2018-2023 годы.

Конечная эффективность «программного» бюджета зависит от качества муниципальных программ, механизмов контроля за их реализацией.

Согласно части 2 статьи 179 БК РФ муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Рекомендации Контрольно-счетной палаты:

В соответствии с Постановлением   Администрации от 12.12.2014 № 820 «О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных целевых программ МО «Город Мирный» ответственным исполнителям муниципальных программ обеспечить:

- надлежащий контроль за формированием, реализацией и проведением оценки эффективности реализации муниципальных программ ;

- приведение параметров всех муниципальных программ с принятым вариантом бюджета, с обязательной корректировкой значений тех целевых показателей, которые по итогам предыдущих лет уже достигнуты или перевыполнены.

4.2. Оценка ассигнований, запланированных на реализацию непрограммных мероприятий

Расходы на непрограммные мероприятия, с учетом условно утвержденных расходов, на 2022 г. запланированы в сумме 204 426,59 тыс. руб., 2023 – 217 481,66 тыс. руб., 2024 г – 232 860,22 тыс. руб.

Расходы на содержание органов местного самоуправления в 2022 г. предусмотрены в размере 155 769,40 тыс. руб., в том числе выплаты персоналу 131 910,36 тыс. руб., закупка товаров, работ услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд 22 969,71 тыс. руб.;

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов МСУ предусмотрены расходы на 2022 г. в размере 4 605,52 тыс. руб. На плановый период 2022 и 2023 годов бюджетные ассигнования предусмотрены в размере 5 246,67 и 5 403,55 тыс. руб.

Расходы на функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования на 2022 г. в размере 7 771,34 тыс. руб., 2023 г. - 8 006,29 тыс. руб., 2024 г. – 8 246,48 тыс. руб.;

Резервный фонд Администрации 2 737,46 тыс. руб. Резервный фонд на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 1 500,00 тыс. руб.;

Расходы на исполнение судебных решений о взысканиях из бюджета по искам юридических и физических лиц 7 650,00 тыс. руб.;

Выполнение других обязательств муниципальных образований (сувенирная продукция, цветы, награждения, торжественные мероприятия) 3 604,13 тыс. руб.;

Расходы на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора предусмотрены в 2022 году в размере 4 939,58 тыс. руб., 2023 – 5 179,90 тыс. руб., 2024 – 5 281,66 тыс. руб.   

Расходы на проведение выборов и референдумов (выборы Главы города и депутатов представительного органа) 3 000,00 тыс. руб.;

Межбюджетные трансферты 987,44 тыс. руб.;

5.      Дефицит.

Расходы бюджета МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов обеспечиваются плановыми доходами. Планируемый дефицит бюджета на 2022 год прогнозируется в сумме 25 000,00 тыс. руб., 2023 г. – 0,00 тыс. руб., 2024 г. – 0,00 тыс. руб. Первоначально утвержденный дефицит бюджета на 2021 год составлял 16 745,91 тыс. руб.

6.      Выводы и предложения

Перечень утверждаемых в бюджете доходов соответствует статьям 20, 41, 42, 61, 62 БК РФ.

Основы формирования бюджета МО «Город Мирный» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов заложены с учетом основных требований Бюджетного кодекса РФ, законом РС (Я) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РС (Я), Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Мирный».

В проекте бюджета коды бюджетной классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета сгруппированы в соответствии с Приказом Минфина России от 6 июня 2019 г. N 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» во исполнение статьи 29 БК РФ.

В соответствие со статьей 174.1 БК РФ, доходы бюджета спрогнозированы на основе прогноза социально-экономического развития МО «Город Мирный» в условиях действующего на день внесения проекта решения о бюджете в Совет депутатов МО «Город Мирный», законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства РС (Я), муниципальных правовых актов представительных органов МО «Мирнинский район» и МО «Город Мирный», устанавливающих неналоговые доходы бюджета.

В проекте бюджета прогнозируемый объем доходов, расходов и дефицит бюджета составляет:

в 2022 г. доходы – 568 967,18 тыс. руб. руб., расходы местного бюджета в размере 593 967,18 тыс. руб. руб., дефицит бюджета в размере 25 000,00 тыс. руб.;

в 2023 г. доходы – 539 525,44 тыс. руб., расходы местного бюджета в размере 539 525,44 тыс. руб., в т.ч. условно утвержденные расходы в сумме 13 143,06 тыс. руб., дефицит бюджета в размере 0,00 тыс. руб.;

в 2024 г. доходы – 558 384,91 тыс. руб., расходы местного бюджета в размере 558 384,91 тыс. руб., в т.ч. условно утвержденные расходы в сумме 26 558,33 тыс. руб., дефицит бюджета в размере 0,00 тыс. руб.;

Доля расходов бюджета на финансирование мероприятий 20 муниципальных программ МО «Город Мирный» в 2022 году составляет 65,58 % от общего объема расходов бюджета, что подтверждает программно-целевой принцип формирования бюджета.

По составу показателей, которые должны содержаться в проекте решения о бюджете, проект соответствует нормам действующего законодательства.

В проекте бюджета соблюден принцип сбалансированности бюджета в соответствии со статьей 33 БК РФ.

 

Учитывая вышеизложенное и на основании прогноза по поступлению средств в бюджет МО «Город Мирный» в 2021 году, Контрольно-счетная палата считает необходимым согласиться с предложенным проектом и рекомендовать его к утверждению Советом депутатов МО «Город Мирный».

 

 

Председатель КСП                                                             А.С. Ульчугачев

Возврат к списку