Почетный гражданин города
Мирный

Город Мирный

Республика Саха (Якутия)

Сафонова Клеопатра Лаврентьевна

В 1965 году один из крупных алмазов назвали «Учительский». Так был оценен труд учителей Мирнинского района. К тому времени в районе было более 20 школ. А в районном управлении работало всего несколько человек: заведующий, два инспектора и один методист. Как удавалось управлять школами и делать их лучшими в республике? Благодаря кому профессиональный уровень учителей Мирнинского района неоднократно подтверждался республиканскими смотрами методической работы? Ответ на этот вопрос знают только те, кто в те года отдавал все свое время и силы развитию образования в районе.

Решением Президиума городского Совета № 4-1 от 23.06.08 г. заслуженному учителю РС (Я), ветерану педагогического труда и тыла, ветерану алмазодобывающей промышленности Клеопатре Лаврентьевне Сафоновой присвоено звание «Почетный гражданин города Мирного». Хотя сама Клеопатра Лаврентьевна говорит об этом с особой скромностью, горожане знают, что именно многолетний плодотворный труд по воспитанию и обучению подрастающего поколения и активная гражданская позиция - основные показатели того, что награда нашла своего хозяина по праву. Клеопатра Лаврентьевна одна из тех, кто стоял у истоков педагогической культуры воспитания в нашем районе.

- Клеопатра Лаврентьевна, кто вам подарил такое необычное имя и откуда пошло называть вас Капитолиной? 

- Меня крестили Клеопатрой. Я к своему имени привыкла и не считаю его необычным. Во-первых, это имя часто встречается в литературных произведениях, а во-вторых, мою бабушку звали Клеопатра Гавриловна. Из моих друзей и близких никто не считал мое имя необыкновенным, в детстве и потом в институте, все называли меня Пата. А когда первый год работы приехали в Бурятию, во время знакомства на учительском совете мне говорят: «Если разозлишься, ученики будут звать Леопардой, давай придумаем тебе другое имя», и придумали - Капитолина. И вот всю жизнь я с двойным именем.

- Расскажите о своем детстве. 

- Родилась я недалеко от Байкала. Село, в котором жили, называлось Красный Яр, на берегу р. Селенги, которая впадает в славное море. Наша семья приехала туда после раскулачивания моих бабушки и дедушки. Начиная со второго класса, мы все уже работали на полях в колхозе - поливали капусту, пололи картошку. В школе учились по сокращенной программе, с мая до октября-месяца мы работали. Отец ушел на фронт в первый год войны и погиб в 1943-м. Похоронка потерялась, и позже я долго искала его могилу. Только спустя много лет, в 1989 году я ее нашла. Большая братская могила, где были похоронены сотни солдат. Мама тоже умерла рано, когда я училась в восьмом классе. Нас в семье было четверо детей, брат уже был женат, сестры тоже были замужем, я была самая младшая.

- Как сложилась судьба после школы?

 - После окончания 10 класса, мне брат сказал идти работать, но я твердо решила учиться. С подругами, нас было четверо девчонок из одной школы, поехали поступать в ближайший педагогический институт, в Улан – Удэ. Поступила сразу на исторический факультет. Как помню, поступать приехала в белых тапочках и ситцевом платье, которое мне сшила невестка на выпускной. Учеба давалась нелегко. При подготовке к семинарам мы весь материал просто заучивали наизусть. Работы Ленина и Сталина я до сих пор некоторые помню. Жила в студенческом общежитии, старалась учиться хорошо и получала стипендию, на которую и жила. На 2 курсе я сдала на «3» экзамен по немецкому языку, и мне все говорили, как ты будешь жить, ведь стипендию получали только хорошисты и отличники. Летом пришлось пересдавать. В общежитии мы все дружили, мне очень помогали подруги, соседки по комнате. Каждый праздник отмечали вместе, обычно всем дарили сувениры, а мне ткань на платье, и благодаря своим подругам я и одевалась…

- Встречаетесь со своими однокурсниками?

 - В 2004 году исполнилось 50 лет, как я закончила институт. Я ездила в Улан - Удэ на встречу выпускников. С нами учился Гена Молонов, который сейчас является заведующим кафедрой нашего педагогического института. Он доцент, доктор педагогических наук и всегда нас собирает, поддерживает со всеми связь.

- А когда поняли, что хотите посвятить свою жизнь обучению детей? 
- Учась в институте, я каждое лето работала в лагере вожатой и именно тогда полюбила нашу специальность. Я получала большое удовольствие от общения с детьми. После института в Забайкалье отработала в школе 6 лет, преподавала историю. Со многими учениками переписываемся до сих пор.

- Как вы попали на Север?

- Сначала меня направили по распределению в леспромхоз. Там и встретились с будущим супругом, потом он служил в армии, а я ждала его. После армии поженились. Позже родился наш первый сын. Знакомые с Байкала уехали на Север, именно они нас сюда и позвали. Мы собрались и отправились, как и многие в то время зарабатывать деньги. Это было в 1961 году. По приезду в Мирный поселились в палатке, в которой жили несколько семей. Огромная палатка, с печкой посередине, которую каждая семья по очереди топила. Хотя педагогов в то время было немного, работу я нашла не сразу. Для начала мне дали 4 часа в школе № 1, а позже пригласили в п. Алмазный директором школы № 4. Добиралась до школы на рабочем автобусе. Было немного неудобно, но мы в то время трудностей не замечали – коллектив был хороший, сплоченный и очень дружный. Через год пошла работать завучем в городскую школу № 2, где проработала два года. После этого перевели в ГОРОНО методистом. Получила второе образование по специальности психолог.

- Какую задачу вы ставили перед собой, работая методистом районного методического кабинета?

- Основная задача – это перестройка работы учителя. Нас учили: чтобы успешно управлять, надо уметь убеждать, поддерживать контакт с коллегами, знать их деловые качества, оценивать человека по результатам труда. Мы тщательно планировали свою работу, согласовывая ее с республиканским институтом усовершенствования учителей. Наш методический кабинет имел непосредственную связь со многими научными центрами. Молодые специалисты проходили стажировку 3 года, у каждого был наставник, и он только тогда выпускал молодого специалиста, когда тот становился действительно профессионалом. Одним из решающих факторов считался подбор кадров, их расстановка, а затем непрерывное повышение квалификации, обучение искусству управлять. Моей основной задачей было убеждать учителя. Мы обязаны были учить всех и работать по ликвидации второгодничества.

- Что вы можете сказать о сегодняшней системе образования?

- Разрыв старой системы начался еще в 70-х годах. Тогда царил культ урока, тщательно отрабатывались методические приемы. Мы разрабатывали урок таким образом, чтобы ученик все воспринимал сам, приобретал навыки самообразования, потом всю жизнь учился самостоятельно. Мы зарождали в нем стремление познавать. В 80-х годах сменились завучи, директора, появились новые технологии. Многие учителя стали больше заниматься теми, кто хорошо усваивал учебные программы. А слабые учащиеся стали неинтересными. Ими заполнялись вечерние школы рабочей молодежи, ставшие подростковыми… Сегодня для большого количества подростков «воспитателями» становятся улица, подъезды, негативные программы телевидения. Школьники очень мало читают. Даже программную художественную литературу читают под большим давлением добросовестных учителей. В последние годы наметились робкие шаги, поворот к необходимости активно заниматься воспитанием подростков. Но чтобы вернуть ту систему, когда каждый ученик был предметом целенаправленных методических разработок, нужно приложить большие организационные усилия. 

Сегодня Клеопатра Лаврентьевна на заслуженном отдыхе. Ее общий педагогический стаж - 54 года. За свою скромную, но такую плодотворную жизнь она была награждена многими званиями и наградами. Отличник педагогического труда, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, Клеопатра Лаврентьевна и сейчас не сидит без дела. Будучи председателем районного Совета отделения Ассоциации народной педагогики РС (Я), членом Совета ветеранов педагогического труда, она принимает активное участие в семинарах и круглых столах по вопросам пропаганды здорового образа жизни среди подростков, их духовного воспитания, проблемам семьи. Клеопатра Лаврентьевна считает, что огромную роль в воспитании детей играет опыт старшего поколения. Именно поэтому она является одним из инициаторов создания музеев в каждом образовательном учреждении. В наши дни мирнинские школьники учатся в красивых зданиях, по разным программам, используются различные формы обучения, разные типы образовательных учреждений. В этом немалая заслуга и тех педагогов, кто заложил прочный фундамент для развития образования в районе. Клеопатра Лаврентьевна – одна из них.

Анастасия Долиненко