Новости
Мирный

Город Мирный

Республика Саха (Якутия)

26 марта 2019

Профилактика мобильного мошенничества

«Мобильное мошенничество» это так называемые дистанционные хищения, которые в зависимости от способа совершения могут квалифицироваться как мошенничество или кража.

По данным статистики в 2018 году в республике зарегистрировано свыше 470 таких преступлений, в аналогичном периоде прошлого года более 390, рост составил 21%.

Способов (механизмов) хищений денежных средств с банковских карт граждан множество. Основными способами являются:

1. Звонки или рассылка сообщений злоумышленниками, которые представляются работниками банка или других организаций, учреждений. Нередки случаи, когда потерпевшему звонит злоумышленник (причем это может быть даже девушка с приятным голосом, поставленной речью и дикцией). В процессе разговора узнает данные карты потерпевшего, после чего происходит снятие денежных средств.

2. Совершение покупок в интернет-магазинах или интернет сайтах по размещению объявлений (например, «Авито»), когда с покупателя берут предоплату за товар и не выполняют своих обязательств по отправке товара.

А в последнее время аферисты как доказательство своей добросовестности стали предлагать оплату наложенным платежом. Покупатели думают, что раз деньги нужно платить только при получении посылки, продавец их точно не обманывает. Упуская из виду то, что вскрыть посылку можно только после ее полной оплаты. Открывая посылку, покупатель обнаруживает совсем не то, что заказывал. Почта не несет никакой ответственности за отправленный товар.

Жертвой подобных преступлений становятся люди разных возрастов и социальных групп. Существует мнение, что на уловки мошенников ведутся только люди пожилого возраста, это не так, ими могут быть студенты, работающие и пенсионеры.

Совершая покупки в интернет-магазинах или площадках по размещению объявлений необходимо проверять сайт, дату его создания, информацию о регистрации и юридическом адресе магазина, если она отсутствует есть повод усомниться; следует обращать внимание на чрезмерное занижение стоимости товара. Если покупка совершается по объявлению на сервисах, проверять рейтинг продавца, отзывы.

При поступлении на ваш мобильный телефон разного рода рассылок необходимо быть бдительными и не отвечать на подобные сообщения, ни в коем случае не переходить по каким-либо указанным ссылкам. Необходимо помнить, что сотрудники банков никогда не запрашивают у клиента информацию о реквизитах карты, пин-коды и одноразовые пароли.

При пользовании банковских карт необходимо запомнить ПИН-код карты наизусть, носить с собой карту и пин-код, записанный на листке бумаге, – плохая идея, в крайнем случае, пароль можете записать на листочек, но хранить отдельно от карты.

Зарплатные карты лучше не использовать для расчетов в магазинах и оплаты интернет-покупок. Рекомендуется устанавливать суточные лимиты на совершаемые операции.

За мобильное мошенничество предусмотрена уголовная ответственность. В зависимости от способа хищения подобные действия могут быть квалифицированы как кража или мошенничество. Если хищение происходит тайно, это кража, действия квалифицируются по ст. 158 УК РФ. Если путем обмана или злоупотребления доверием - то мошенничество, по ст. 159 УК РФ.

В зависимости от размера ущерба наказание может быть разным, в основном мошенничества совершаются с причинением значительного ущерба гражданину – наказание до 5 лет лишения свободы.

За кражи с банковского счета и в отношении электронных денежных средств – наказание до 6 лет лишения свободы, при особо крупном размере – до 10 лет лишения свободы.

Если вы все-таки стали жертвой мошенничества или кражи, необходимо немедленно заблокировать свою банковскую карту и обратиться в полицию. Также следует получить у оператора сотовой связи детализацию по исходящим и входящим звонкам, запросить у банка

выписку по движению денежных средств. Такими действиями можно значительно облегчить работу правоохранительных органов и сократить время по установлению обстоятельств преступления.

И.о. прокурора города
М.Е. Мягков

Возврат к списку