Новости
Мирный

Город Мирный

Республика Саха (Якутия)

24 мая 2022

О законодательных нормах, регламентирующих порядок приема и рассмотрения в правоохранительных органах заявлений и сообщений о преступлениях

В Российской Федерации доступ потерпевших к правосудию и компенсация причиненного ущерба гарантируются основным законом, Конституцией. Чтобы не попасть в ситуацию, когда жертва криминального воздействия не может дождаться помощи от компетентных органов, гражданину следует четко понимать, каким образом подается заявление о преступлении. К слову, указанный порядок должен быть размещен на стендах или в иных общедоступных местах в помещениях каждого из административных зданий правоохранительных органов. К нему прилагаются выписки из положений уголовнопроцессуального законодательства РФ, межведомственных и ведомственных нормативных актов, образцы письменных заявлений, а также сведения о руководителях и иных должностных лицах органов, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о преступлениях. Основные требования к подаче заявлений в органы внутренних дел и иные правоохранительные органы: Заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России и иных правоохранительных органах вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления. Подать заявление человек может в любом удобном для себя виде: письменно или устно, по телефону, в электронном виде по информационным системам общего пользования, в дежурной части или на приеме у руководства территориального подразделения правоохранительного органа. Вне служебных помещений прием информации о преступлениях и происшествиях обязаны осуществлять все сотрудники полиции, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Особо обращаю внимание, что сотрудники правоохранительных органов не вправе отказаться от приема заявления по тому основанию, что обслуживают другую территорию либо представленные сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления, а также по иным причинам. Поступившее к ним сообщение о преступлении они обязаны передать в дежурную часть для регистрации. 2 Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то оперативный дежурный обязан не только зарегистрировать его, но и – что особенно важно, оформить специальный письменный документ: талонуведомление. В нем указываются: сведения о заявителе, краткое содержание сообщения о происшествии, регистрационный номер, фамилия и подпись сотрудника, принявшего сообщение, дата приема. Заявитель расписывается о получении талона-уведомления, проставляет дату и время получения талона. В дальнейшем заявителю особенно важно сохранить информацию, отраженную в данном талоне, а именно запомнить дату и номер регистрации поданного им заявления в Книге учета сообщений о преступлениях органа внутренних дел, для дальнейшего получения сведений о проведении процессуальной проверки по своему заявлению. Также необходимо учитывать, что от содержания заявления, а точнее полноты содержащихся в нем сведений о совершенном преступлении, существенным образом зависит быстрота и эффективность рассмотрения заявления и полнота принятия мер по восстановлению нарушенных прав заявителя. Так, любое заявление должно быть подписано и из него четко должно прослеживаться – кто его автор, то есть указаны фамилия заявителя и его почтовый или электронный адрес. Исходя из положения ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. По возможности, при подаче заявления о преступлении следует четко излагать факты о произошедших событиях. Буквально: что именно, где и когда произошло, каковы, хотя бы приблизительные, характер и размер ущерба. К обращению следует прилагать необходимые документы, подтверждающие указанные в заявлении доводы. Наиболее полное изложение сведений об имевшем место общественноопасном деянии и его последствиях позволит правоохранительным органом наиболее оперативно разобраться с произошедшим. Нередки случаи, когда после проведения процессуальной проверки при наличии достаточных данных выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду необходимости сбора дополнительной информации, которая, в принципе, могла быть установлена при обращении заявителя, если бы он точно указал сумму причиненного ущерба или данные лиц, причастных к этому деянию. Кроме того, необходимо знать, что заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ. Полагаю, что каждый должен четко осознавать, что ложный донос о совершении преступления представляет общественную опасность, в связи с тем, что из-за этого могут пострадать невиновные лица. При подаче сообщений о безвестном исчезновении лица гражданам необходимо знать, что такие заявления подлежат незамедлительному приему, регистрации и разрешению в установленном порядке, независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания и его полных анкетных данных. Отказ в приеме заявлений в связи с тем, что не прошло трое или иное количество суток с момента исчезновения человека либо отсутствует его фотографии и сведения об имевшихся ранее случаях безвестного исчезновения, является незаконным. По данным фактам следует незамедлительно обращаться в прокуратуру. Помните, что своевременное обращение в правоохранительные органы способствует скорейшему восстановлению нарушенных прав.

 

Прокуратура г. Мирного

Возврат к списку